Тесты-опросники на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних
Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.
Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.
Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте «Да», если неверным – «Нет».
Блок I. Тесты для учащихся образовательных учреждений
Вариант 1.
Часто ли Вы замечаете, что проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались? (да / нет)
Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? (да / нет)
Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? (да / нет)
Замечете ли Вы, что Ваша успеваемость в школе стала хуже из-за того, что на учебу у Вас не остается времени, так как Вы слишком много времени проводите в сети? (да / нет)
Часто ли Вы представляете, как вновь окажетесь в Интернете? (да / нет)
Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? (да / нет)
Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети Интернет? (да / нет)
Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? (да / нет)
Чувствуете ли Вы оживление, возбуждение, находясь за компьютером? (да / нет)
Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна, с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? (да / нет)
Вариант 2.
Вам приходилось просить учителей, родителей заменить хотя бы часть знаний компьютерными играми? (да / нет)
Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить компьютерную игру? (да / нет)
Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере? (да / нет)
Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали? (да / нет)
Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой или сайта, когда приходили родители, учителя, друзья? (да / нет)
Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, раздражительности) или просто, чтобы успокоиться? (да / нет)
Возникают ли у Вас головные боли после игры за компьютером? (да / нет)
Пренебрегаете ли Вы приемом пищи из-за компьютерной игры? (да / нет)
Пренебрегаете ли Вы личной гигиеной из-за компьютерной игры? (да / нет)
В обычной жизни чувствуете ли Вы пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером? (да / нет)
Подсчет результатов: производится специалистами, проводившими тестирование.
«Да» – 1 балл,
«Нет» – 0 баллов.
Полученные баллы суммируются.
0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.
Блок II. Тесты для родителей
Вариант 1.
Ваш ребенок, …
Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)
Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)
Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)
Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)
Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)
Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)
Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)
Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)
Посещает различные запретные сайты? (да / нет)
Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)
Вариант 2.
Ваш ребенок, …
Испытывает раздражение при необходимости закончить игру? (да / нет)
Из-за компьютерной игры жертвует времяпровождением с семьей, родными? (да / нет)
После компьютерной игры жалуется на головные боли, возникает сухость слизистой оболочки глаз? (да / нет)
Высказывает желание проводить в Интернете больше времени? (да / нет)
Во время компьютерной игры полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры? (да / нет)
Из-за компьютерной игры пренебрегает питанием, личной гигиеной? (да / нет)
В результате систематического времяпровождения за компьютером, потерял интерес к учебе, к спортивным секциям, кружкам? (да / нет)
Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми или общением он-лайн? (да / нет)
Проводя длительное время в Интернете, нарушает режим дня? (да / нет)
Предпочитает общение с виртуальными друзьями, чем с реальными? (да / нет)
Подсчет результатов: производится родителями.
«Да» – 1 балл,
«Нет» – 0 баллов.
Полученные баллы суммируются.
0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно (см. рекомендации);
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).
Приложение №2
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости
Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.
Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.
Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.